Интеллектуальная собственность, или в четыре раза больше креативов

7 мая 2024 г.

На ЭРА IP Quorum обсудили взаимоотношения индустрии больших данных с интеллектуальным правом.

 

Системы искусственного интеллекта создали небывалые возможности для изучения общества и производства продуктов, услуг и управленческих решений на основе больших данных. Одна из проблем, с которой сопряжено использование технологии, - необходимость учета прав авторов при попадании в датасеты охраняемого контента. Как совместить развитие машинного обучения и уважение к интеллектуальной собственности, обсудили участники сессии «Рынок датасетов - как не нарушить чужие права».

 

Модератор сессии, председатель правления Ассоциации IPChain Максим Прокш предложил во время проведения данной сессии сконцентрироваться на обсуждении вопроса работы с охраняемым контентом, так как темы персональных или обезличенных данных потребовали бы обсуждения в рамках отдельной дискуссии. «Нужны ли особые правовые режимы для решения проблемы взаимоотношений ИИ и интеллектуальной собственности? Или достаточно существующей нормативной базы?» - такие вопросы он поставил перед экспертами.

 

Художница Вероника Пономарева-Коржевская полагает, что ситуация с взаимоотношениями творцов и ИИ амбивалентна. С одной стороны, ничто не ново под луной и всякий художник имеет свой бэкграунд, учителей, ориентиры. Пикассо говорил, что творчество - это кража, Томас Эллиот отмечал, что незрелые поэты подражают, а зрелые - крадут. Любой кинопроект начинается с референций, контекста. Нельзя ли сказать, что ИИ занимается чем-то подобным? В то же время, по мнению художницы, творчество ИИ радикально отличается от произведений, созданных человеком. Первое - холодное и безжизненное, второе - теплое и живое. «Мусор на входе не может не дать мусор на выходе. Обработав миллион картинок, мы не получим гениальное произведение», - подытожила она.

 

Если художники-одиночки лишь вдохновляются ИИ время от времени, то медиаиндустрия, геймдев, AR и VR уже сегодня стремятся использовать ИИ на полную катушку, рассказал директор направления «Цифровые креативные индустрии» Фонда «Сколково», Алексей Каленчук: «Это сквозной посыл индустрии, где всегда было очень много творцов. Раньше все внешнее покупалось, а созданное сотрудниками оставалось внутри компании на правах служебного произведения. Сегодня появились данные и ИИ как совершенно новая машина прогресса эффективности, использование которой дает прямую финансовую отдачу».

 

Эксперт подчеркнул, что на сегодня ситуация для многих выглядит так, что, если они не начнут использовать ИИ немедленно, завтра «кто-то будет делать в четыре раза больше креативов». По словам Алексея Каленчука, бесконечные претензии художников к производителям ИИ, к которым уже со дня на день присоединятся музыканты и киношники, рано или поздно приведут к тому, что в игру вступит государство - мол, «сейчас я все вам отрегулирую». Между тем цена хорошего датасета огромна, и ни один корпоративный игрок не захочет передавать качественные данные в единое государственное хранилище. «Авторам и корпорациям придется договориться, пока не пришло государство», - уверен он.

 

Источник: rg.ru

Поисковые теги
Поделиться