Геймдев без работы не останется

31 января 2024 г.

В рамках фестиваля «ГеймДевФест», организованного факультетом компьютерных наук Высшей школы экономики, эксперты обсудили основные тенденции рынка геймдева, поговорили о роли искусственного интеллекта в создании современных компьютерных игр и уделили внимание образованию. Студенты — участники фестиваля смогли узнать, где и чему нужно учиться, чтобы разрабатывать игры и успешно их продавать.

 

 

На сессии «Геймдев без работы не останется» Алексей Каленчук, директор по цифровым креативным индустриям «Сколково», отметил, что интерес к играм есть и со стороны государства, и со стороны крупных студий и геймдев-индустрия все еще является более доходной сферой, чем, например, кино или анимация. «Игровые разработки остаются интересным направлением для продвижения бизнеса. К тому же есть "гибридные" направления, связанные с интертейнмент-продукцией внутри корпораций. Есть даже новая мода на это, первый импульс которой дала пандемия. Кроме того, компании все еще рассматривают виртуальную реальность как сферу для проведения мероприятий. У многих засела мысль, что там обязательно нужно провести какой-нибудь корпоратив», — отметил Алексей Каленчук.

 

Обсуждая актуальные тренды рынка, участники сошлись во мнении, что современная геймдев-индустрия все больше развивается в сторону мобильных игр. При этом сильный толчок дают социальные сети. Это меняет состав и портрет аудитории. Если раньше в игры играли с помощью приставок и компьютеров, то теперь в основном с помощью мобильных гаджетов. Аудитория пополнилась домохозяйками, пенсионерами и офисным планктоном, прокомментировал Александр Кутехов, независимый продюсер и гейм-дизайнер.

 

Впрочем, на доходах разработчиков это сильно не отразилось. «С момента пандемии интерес к играм в целом вырос, и участники геймдев-отрасли ожидали хороших продаж и заработка. Но ситуация ухудшилась, особенно на мобильном рынке: люди не играют меньше, но меньше покупают», — признал Александр Кутехов.

 

Сильно изменились и технологии. Если раньше рисовали руками, то теперь в процессе создания игр используются нейронные сети, активно применяются облачные технологии, отметил Никита Веселко, генеральный директор ООО «Винторог», преподаватель департамента программной инженерии факультета компьютерных наук ВШЭ.

 

«Много лет назад игры были настоящим искусством, хотя признали их совсем недавно. Чтобы создать игру, приходилось потратить много усилий. Сейчас ее можно сделать, нажав несколько кнопок. Так что мы находимся в моменте, когда игры становятся обыденностью и взаимодействие с ними проходит по-другому», — добавил Денис Поздняков, совладелец и продуктовый директор студий «Винторог» и Contrast Games, приглашенный преподаватель департамента программной инженерии факультета компьютерных наук ВШЭ.

 

На сессии «Какие игры нужны?», которую модерировал Алексей Каленчук, участники обсудили востребованные игровые направления и сюжеты. Эксперты обратили внимание на растущий запрос на корпоративные и образовательные проекты, а также историческую, социальную, региональную тематику. Заказчиком игр все чаще становится государство и госкомпании.

 

Как отметила Марьям Карпова, руководитель Всероссийского конкурса по поиску и развитию талантов в игровой индустрии «Начни игру» АНО «Россия — страна возможностей», со стороны государства заметен запрос на социально полезные игры. «Запрос в первую очередь связан с активностью президента страны, который прямо заявил, что игры — это хорошо, игры делать нужно и они должны быть полезны для общества. Поэтому создан Институт развития интернета, который выдает гранты, поощряющие национальный контент. Проводятся конкурсы и утверждаются какие-то отдельные номинации, которые поощряют геймификацию или игры под специальные задачи», — объяснила спикер.

 

Также, по словам Марьям Карповой, появляется много проектов, связанных с образованием детей и конкретными дисциплинами. Востребована и тематика путешествий, туризма, но таких проектов меньше, поскольку они более сложны в реализации, требуют отрисовки и интеграции локальной специфики. Со стороны бизнеса есть спрос на небольшие браузерные игры, направленные на развитие какого-то отдельного продукта или идеи, добавила Марьям.

 

Владимир Обручев, начальник отдела IT-литературы, науки, права и спорта издательства «Бомбора», среди актуальных направлений отметил сказочную тематику. Компьютерная игра в жанре RPG-приключения (role-playing game) «Черная книга», разработанная российской студией, стала популярной не только нашей стране, но и на Западе, напомнил он. В целом, по словам Владимира, многие разработчики сегодня используют "ретеллинг" — пересказ сказочных сюжетов с использованием известных персонажей, переодетых в другие костюмы и помещенных в другое время и место.

 

Что же касается необходимости получения образования, в том числе высшего, то участники сошлись во мнении, что для создания сложных, интересных игровых проектов без него не обойтись. «Конечно, можно начать делать игры без высшего образования. Но дьявол в деталях, и чтобы успешно конкурировать и доводить продукт до уровня, когда в нем занято много людей с разными компетенциями, без помощи образования не обойтись. Особенно нужна математика, и крупные компании зачастую нанимают внешних специалистов, которые прокачивают внутренние игровые разработки», — прокомментировал Алексей Каленчук.

Поделиться